Обзор подготовлен

версия для печати
Екатерина Синица
PM Expert

Екатерина Синица:

Аутсорсинг услуг проектного офиса необходим при реализации 70% крупных проектов

На вопросы CNews ответила ведущий консультант департамента РМ-консалтинга компании PM Expert Екатерина Синица.

CNews: Какие основные тенденции характеризовали российский рынок услуг управления проектами для операторов связи в течение последнего года?

Екатерина Синица: Телекоммуникационная отрасль отличается высокой скоростью развития и большой изменчивостью. Появляются новые услуги, меняются требования к уровню сервиса, высокая конкуренция на рынке вынуждает игроков вести агрессивную маркетинговую политику. Происходит объединение разрозненных направлений, примеры интеграции которых можно наблюдать сегодня среди гигантов современного телекоммуникационного рынка России.

В подобной высоко динамичной среде большое значение приобретает минимизация усилий на организацию процессов. Компании приходят к необходимости регламентации и стандартизации своей деятельности, в том числе и связанной с выполнением проектов. Эффективное управление и не менее эффективное администрирование проектов становятся все более и более приоритетными аспектами проектной деятельности.

Большинство вопросов, с которыми обращаются к нам представители телекоммуникационных компаний, связано с упорядочиванием проектной деятельности — разработкой нормативно-методической базы, созданием поддерживающих механизмов (проектных офисов). И, конечно же, одной из первостепенных задач для таких компаний является обучение — телекоммуникационная отрасль традиционно занимает одно из первых мест в области повышения квалификации своих сотрудников.

Основные игроки российского рынка телекоммуникаций к настоящему времени уже создали в своей структуре проектные офисы, разрабатывают методики и стандарты управления проектами, проводят аудиты крупных проектов, оценивают свою проектную зрелость.

CNews: В чем вы видите специфику управления проектами телекоммуникационных компаний?

Екатерина Синица: Основная специфика отрасли, касающаяся управления проектами, связана с высокой динамикой развития и большим количеством изменений, касающихся  как содержания проектов, так и среды, в которой они выполняются. Законодательство в области связи проходит очередной этап реформирования, появляются новые и изменяются старые нормативы, повышаются требования к качеству телекоммуникационных услуг. К примеру, с середины прошлого года действует постановление Правительства РФ о тарификации первых 30 секунд разговора как полминуты. Это требование привело к необходимости изменения настроек в большинстве используемых биллинговых систем провайдеров связи. Появляются новые технологии, внедрение которых может стать конкурентным преимуществом компании, но требует больших усилий и затрат — важно ведь не только «освоить» технологию, но и сделать это раньше «коллег по цеху». В качестве примера можно привести размещение в крупных городах точек доступа Wi-Fi, организацию «личного кабинета абонента».

В этой связи основной акцент в управлении телеком-проектами делается на их содержании, скорости и качестве. Однако при таком выстраивании приоритетов возрастают риски финансовых потерь и перегрузки персонала. Поэтому необходимо уделять внимание поэтапному планированию, развитию проектных команд, управлению изменениями. Значительная доля проектов связана с решением технологических задач, таких как модернизация аппаратных средств, внедрение специализированного программного обеспечения, организация защиты данных и т.п. У каждого из этих проектов есть свои особенности, но в числе общих черт стоит выделить особую важность управления конфигурацией, управления ожиданиями заказчиков, управления качеством.

Телекоммуникационные компании стремятся сокращать затраты и оптимизировать число сотрудников, чья работа не связана с профильной деятельностью компании. Результатом этого зачастую становится нехватка квалифицированных кадров, привлечение большого количества подрядчиков. Управление договорами подряда, контроль их выполнения и приемка работ порой представляют большую сложность. В решении этих задач руководителю проектов в первую очередь необходимы навыки и методы из области конфликтологии, управления изменениями, управления рисками.

CNews: Какие основные услуги в области проектного менеджмента в большей степени востребованы сегодня отечественным телекомом? Как их можно ранжировать с точки зрения спроса?

Екатерина Синица: На первом месте с точки зрения востребованности стоит обучение персонала. Среди участников наших открытых курсов всегда есть представители телеком-компаний. Большинство крупных игроков телекоммуникационного сектора проводят регулярные корпоративные семинары. Например, компания PM Expert являлась рекомендованным тренинг-провайдером МТС в области подготовки менеджеров по управлению проектами. В 2005-2006 году для этого заказчика нами было создано 7 тренинговых программ.

Большим спросом пользуется построение корпоративных систем управления проектами (КСУП). Телекоммуникационные компании прекрасно осознают ценность комплексного внедрения новых технологий и не ограничиваются «заплатками» в виде разработки нескольких регламентов или настройки информационной системы. Среди наших заказчиков КСУП — компании «Ситроникс Телеком Солюшнз» и МГТС, тендеры с нашим участием проходят сейчас еще в нескольких телекоммуникационных компаниях.

Набирает популярность аутсорсинг услуг проектного офиса и администрирования крупных кросс-функциональных проектов. Основные игроки рынка телекоммуникаций проявляют интерес и к внедрению методов портфельного управления. Помимо классического аутсорсинга управления проектами, развивается и так называемый «направляющий консалтинг». Профессиональные руководители проектов и методологи участвуют в реализации проектов заказчика в формате консультаций, помогают разрабатывать наиболее важные проектные документы, совместно с сотрудниками заказчика проводят «мозговые штурмы» и «круглые столы».

CNews: Насколько высок спрос на аутсорсинг управления проектами в российском секторе телекоммуникаций? Каковы основные движущие силы развития этого рынка?

Екатерина Синица: Спрос на услуги аутсорсинга управления отдельными проектами стабильно высок для всех отраслей. Доля обращений от телекоммуникационных компаний в общем потоке составляет около 20%. В основе интереса к внешнему управлению проектами лежит возможность привлечь в свою команду профессионального руководителя проектов, перенять у него опыт и лучшие практики ведения больших и сложных проектов. Кроме того, привлечение стороннего специалиста может снизить внутренние риски компании, связанные с ограничением полномочий персонала в рамках сложившейся организационной структуры, загруженностью собственных сотрудников текущей работой или их недостаточной  квалификацией.

Как правило, аутсорсинг управления проектами привлекает компании, реализующие масштабные проекты  — выведение на рынок новой услуги, ребрендинг, реорганизацию и автоматизацию бизнес-процессов, модернизацию оборудования и сетей. Приведу пример: в Москве и в Санкт-Петербурге идет активное внедрение услуг широкополосного доступа в интернет (ШПДИ). По оценкам экспертов, петербургский рынок ШПДИ в 2008 году удвоится, оставаясь основным драйвером роста телеком-рынка. В Москве картина не менее динамична. Проекты по предоставлению услуг ШПДИ связаны с модернизацией сети, прокладкой новых линий связи, установкой коммутационного оборудования. В таких проектах, как правило, задействованы десятки подрядчиков. Необходимо организовать взаимодействие с представителями коммунальных и дорожных служб, муниципальных органов управления, согласовывать проекты прокладки кабелей с экологами, геодезистами, и т.п.

При общей тенденции коммуникационных компаний к централизации и укрупнению особое значение приобретает внедрение программно-аппаратных комплексов для поддержки услуг оператора связи. Биллинговые системы, использовавшиеся региональными операторами связи до консолидации, не справляются с резким ростом абонентской базы, расширением перечня услуг, новыми требованиями к качеству и скорости обслуживания. Примером такого проекта является внедрение автоматизированной системы расчетов Peter-Service BIS в «Уралсвязьинформ», необходимость в реализации этого проекта возникла после присоединения к компании трех региональных операторов.

Системы поддержки услуг операторов связи должны автоматизировать все бизнес-процессы оператора. Необходима интеграция с учетными системами, возможность получения оперативной финансовой отчетности. Очень важна скорость обработки заявок на предоставление услуг. В настоящее время завершается проект внедрения такой системы — OSS Foris Fix — на 11 телефонных узлах МГТС. Внедрение систем такого масштаба требует от компаний достаточно серьезных усилий, вовлечения представителей всех подразделений, тщательного многоуровневого тестирования.

Зачастую на управление и на администрирование больших проектов у компаний не хватает собственных кадровых ресурсов, а иногда и компетенций. С этой проблемой и помогают справиться услуги внешнего управления проектами и внешнего проектного офиса.

CNews: Какова статистика спроса на аутсорсинг управления проектами с точки зрения типов проектов (ИТ-проекты для бизнеса, ИТ-инфраструктурные проекты, организационные и пр.)?

Екатерина Синица: Аутсорсинг руководства проектами особенно популярен при реализации крупных, географически распределенных или кроссфункциональных проектов, в которых задействовано множество участников. В таком проекте необходим выделенный опытный управленец, способный планировать работу на разных уровнях детализации, организовать деятельность нескольких сотен человек из десятков подразделений, контролировать договоры на поставку и подрядные работы. На проекты подобного уровня сложности и стратегической важности приходится около 70% всех заявок на аутсорсинг.

Внутренние проекты, связанные с оптимизацией бизнес-процессов или организационными преобразованиями, отдают на аутсорсинг в случае, если таких проектов у компании много, и они ведутся одновременно, а также если в компании уже сложилась успешная практика привлечения внешних проектных управляющих. В качестве примера можно привести российское представительство «Тойота Мотор», привлекающее специалистов PM Expert на роли руководителей на большинство проектов по выбору и внедрению корпоративных информационных систем.

CNews: Каковы результаты деятельности PM Expert в телекоммуникационном сегменте в 2007 году?

Екатерина Синица: В 2007 году компания PM Expert участвовала в нескольких проектах, связанных с оптимизацией проектного управления в телекоммуникационных компаниях. Это были и консалтинговые проекты, и управление проектами заказчиков, и отдельные работы в рамках более масштабных организационных проектов.

Один из проектов стоит особо отметить. PM Expert осуществил построил и внедрил корпоративную систему управления проектами в департаменте информационных технологий МГТС. Заказчик хотел внедрить методы управления проектами в повседневную практику сотрудников ДИТ, разработать нормативно-методическую базу для работы руководителей проектов и проектных команд. Также планировалось автоматизировать процессы планирования и мониторинга выполнения отдельных проектов, сформировать электронный архив всей проектной документации департамента. Мы предложили внедрить КСУП, которая регламентировала бы проектную деятельность с учетом специфики ИТ-проектов департамента и при этом могла бы быть распространена на деятельность других подразделений компании. Такой проект был осуществлен за полгода. Основными результатами внедрения КСУП стали пакет нормативно-методологической документации для участвующих в проектной деятельности сотрудников департамента, регламенты отдела по управлению ИТ-проектами, выполняющего роль проектного офиса департамента и  настроенная информационная система УП на базе MS Project. Дальнейшее развитие КСУП в МГТС предполагает развертывание системы в других подразделениях компании, а также усиление централизации в управлении проектами, регламентацию процессов управления программами и портфелями проектов.

CNews: Каким направлениям бизнеса ваша компания планирует уделить наибольшее внимание в 2008 году?

Екатерина Синица: PM Expert продолжает развивать направления консалтинга и аутсорсинга в области управления проектами. Мы предлагаем заказчикам услуги как в области управления, так и в области администрированию проектов. Расширяется и наша линейка обучающих программ. В ближайшее время мы собираемся представить слушателям курс по организации и развитию проектных офисов в компаниях.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS