Что сегодня происходит на рынке корпоративной мобильности? Чем наш рынок отличается от мирового? Каковы основные драйверы индустрии? Об этом и не только CNews беседует с Андреем Врацким, CEO eXpress.
CNews: Какие тенденции определяют сегодня развитие мирового и российского рынка корпоративной мобильности?
Андрей Врацкий: На мой взгляд, есть несколько трендов, достойных упоминания. Перечислю их по порядку.
Тренд №1 — мобильность должна быть. В постпандемийное время вопрос «быть или не быть» не стоит даже у самых закрытых корпораций.
Тренд №2 — работа отовсюду (Anywhere Operations в терминологии Gartner). Сотрудник должен иметь возможность работать отовсюду и с любого устройства, включая ПК, ноутбук, смартфон или планшет.
Тренд №3 — работа с личных мобильных устройств (BYOD). Корпоративные устройства выдаются только выделенным категориям пользователей (руководство, «полевые» сотрудники), все остальные пользуются личными аппаратами.
Тренд №4 — гибридизация приложений, вытеснение нативной разработки мультиплатформенными Web-аппами, а множества приложений — супер-аппами.
Тренд №5 (российский) — импортозамещение поневоле. Касается абсолютно всех граждан и компаний страны, а не только госкомпаний и органов власти, как раньше.
Тренд №6 (тоже российский) — жизнь под риском блокировок, когда Apple и Google в одну секунду или убирают корпоративные приложения, или даже полностью гасят весь аккаунт компании-разработчика.
CNews: Чем российский рынок корпоративной мобильности отличается от мирового?
Андрей Врацкий: Отношением к корпоративным данным. Для большинства сотрудников западных компаний является неприемлемым использование публичных приложений для работы (там за этим жестко следит Compliance, периодически корпорации выхватывают крупные штрафы). В России отношение к рабочим данным более легкомысленное, чему подтверждение, к примеру, повсеместного использования Whatsapp/Telegram для рабочих нужд.
CNews: Могли бы вы оценить российский рынок и его динамику в 2021 г.?
Андрей Врацкий: Пандемия дала очень мощный толчок переходу к удаленной работе и, как следствие, к мобильности. 2021 год был годом фактического осознания даже в крупнейших корпорациях, что помимо рабочих ноутбуков требуется максимальное вовлечение в процессы также и смартфонов с планшетами. Их использование в работе серьезно повышает вовлеченность и производительность сотрудников.
В денежном выражении, рынок по сравнению с 2020 вырос не очень сильно, но был создан серьезный задел к мощному росту в дальнейшем.
CNews: Каковы основные драйверы российского рынка корпоративной мобильности в 2022 г.?
Андрей Врацкий: Основной драйвер — импортозамещение поневоле. Западные вендоры покинули российский рынок, оставив после себя множество пустых ниш и превратив значительный сегмент рынка в выжженное поле. Освободившееся пространство, очевидно, будет заполнено российскими разработчиками.
Следующий драйвер — курс на гибридные приложения, состоящие из нативной оболочки и Web-аппов внутри. В рознице этот тренд уже устоялся: все популярные мобильные приложения, такие как Яндекс.Еда, Драйв, Ozon, являются гибридными. Более консервативные корпорации еще только открывают для себя этот путь, но те, кто уже открыл — мгновенно включаются в него.
Третий драйвер — повышение требований к UX. Корпоративное приложение должно быть таким же быстрым, красивым и удобным, как лучшие консьюмерские аппы. Дизайн «из девяностых», который был в ходу еще пять лет назад, сегодня не прокатит.
Заключительный драйвер — желание иметь полноценное мобильное рабочее место, включающее в себя как коммуникацию (мессенджер, почта, видеоконференции), так и все необходимые корпоративные сервисы: от портала и справок/отпусков до бизнес-аналитики и документооборота с полноценной электронной подписью.
CNews: На ваш взгляд, как будет развиваться рынок корпоративной мобильности в перспективе 5-10 лет?
Андрей Врацкий: Рынок будет следовать трендам из первого пункта. Смартфоны и планшеты станут таким же полноценным рабочим инструментом, как ПК и ноутбуки, без исключений и серьезных различий. Супер-аппы вытеснят прочие корпоративные приложения, кроме самых узкоспециализированных.
CNews: Иностранные вендоры уходят с российского рынка. Как происходит импортозамещение на рынке корпоративной мобильности? На какие возможности платформ коммуникации заказчики обращают внимание в первую очередь?
Андрей Врацкий: Просто мессенджера — мало.
Современный коммуникационный инструмент должен содержать как минимум отличный мессенджер (по качеству не хуже Whatsapp/Telegram) и качественный ВКС. Референсным продуктом для бизнеса является Microsoft Teams.
Самым частым запросом от компаний является «аналог MS Teams, но только никаких больше облаков!»
Второй фактор — встраиваемые приложения, смарт-аппы. Масса запросов на мобильные кадровые сервисы, мобильный документооборот, портал, CRM и многие другие.
CNews: Какие особенности eXpress вы бы отметили в первую очередь, чем ваш продукт отличается от продуктов конкурентов?
Андрей Врацкий: eXpress — единственная на сегодня платформа на российском рынке, которая:
- дает возможность общаться в чатах и ВКС всех со всеми, включая как сотрудников компании, так и внешних пользователей (сотрудников других компаний, частных пользователей). Спасибо нашему проприетарному федеративному протоколу, над которым мы работаем уже семь лет;
- имеет полный набор коммуникационных функций, от мессенджера до ВКС (Web-conferencing) и почтового клиента;
- содержит платформу для встраиваемых приложений eXpress Smart Apps;
- и вся эта радость контейнеризована, сертифицирована и удовлетворяет всем требованиям безопасности даже самых взыскательных клиентов.
CNews: Расскажите немного о реализованных проектах. В чем состоит их уникальность? Сталкивались ли с какими-либо сложностями при внедрении eXpress?
Андрей Врацкий: Традиционная сложность в наших проектах — это то, что до нас никто ничего подобное не создавал.
Приведу лишь пару примеров, на базе крупнейших корпораций страны.
Пример №1. 18 территориально распределенных подразделений, каждое со своей инсталляцией eXpress, все связаны в единую сеть (Федерацию). Более 100 тысяч пользователей на сегодняшний день. Мы были первыми, кто построил такую огромную систему для коммуникаций в реальном времени (ранее в таких масштабах строились только оффлайн-системы, например электронная почта). То, что система распределенная, усложнило задачу примерно на порядок.
Пример №2. Контейнеризованный супер-апп, удовлетворяющий всем стандартам безопасности нескольких требовательных корпораций. Мы, как и в прошлом примере, были первыми, кому это удалось.
CNews: Сколько примерно по времени занимает внедрение платформы в одну компанию? От чего зависит период внедрения?
Андрей Врацкий: Развертывание сервера eXpress обычно укладывается в несколько часов.
Полноценное внедрение, включающее интеграции с корпоративными системами (от корпоративного каталога до всех систем информационной безопасности) и выпуск отдельного мобильного приложения под брендом или в цветах клиента, обычно занимает от трех до девяти месяцев.
CNews: Какие возможности были добавлены в eXpress в последнее время?
Андрей Врацкий: Видеоконференции на 50 человек и более. Это главный запрос от сегодняшнего рынка. В последних апдейтах к уже имевшимся групповым звонкам мы добавили виртуальные комнаты, возможность планирования конференций, приглашения участников внутри eXpress или по почте, гостевые входы для тех, кто еще не пользуется eXpress, а также прочие привычные всем инструменты ВКС.
Кроме того, работаем над новой системой группировки чатов, контактов и сообщений и над тредами — ветками обсуждения сообщений в чате.
CNews: Каковы ваши планы дальнейшего развития платформы корпоративных коммуникаций eXpress?
Андрей Врацкий: На подходе — дальнейшее развитие модуля видеоконференций, от 100 одновременных участников и более.
В скором времени закончим работу над полноценным, работающим в том числе и при отсутствии сети, email-клиентом.
И, наконец, скоро представим главную страницу — настраиваемый «дашборд» с наиболее часто используемыми функциями, такими как корпоративные новости или популярные смартаппы.
В ближайший месяц на рынок также будет выведен eXpress SaaS. Облачная модель подойдет для тех, кому не хочется заморачиваться с инсталляцией on-premises.
CNews: Из каких сфер бизнеса больше всего компаний пользуются eXpress?
Андрей Врацкий: В прошлые годы нашим основным заказчиком являлись корпорации по принципу «чем крупнее, тем лучше». Именно они чувствовали все ключевые «фишки» eXpress, такие как федерация, платформа корпоративной мобильности, шифрование и разграничение доступа к данным, крипто-контейнер, наш иконостас сертификатов и др. «Тяжелые» внедрения на сложных ИТ-ландшафтах крупных корпораций, с серьезным уровнем кастомизации.
В реалиях 2022 года мы видим серьезный рост спроса также и у компаний поменьше, которым нужна качественная замена ушедших Slack, MS Teams, WebEx и других. Этим компаниям зачастую достаточно функционала eXpress «из коробки», и, что особенно приятно, сравнивая российские «Teams-заменители», большинство из сравнивающих выбирают именно нас. Хороший пример того, как продукт, разработанный для корпораций, подходит всем.