Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок мобильной разработки продолжает расти

В 2020 г. выручка лидеров рейтинга мобильной разработки выросла на 17,6% и превысила ₽10 млрд. В 2019 г. темпы роста были втрое выше, однако ряд факторов, определивших тенденции 2020 г., в первую очередь — эпидемия коронавируса, сыграли против рынка мобильности. Однако интерес к мобильным приложениям в целом явно вырос и по мере отмены коронавирусных ограничений спрос на них продолжит расти.

Есть десять миллиардов!

В 2020 г. выручка топ-35 участников рейтинга CNews Mobile увеличилась на 17,6%. Это втрое меньше, чем в 2019 г., однако вполне согласуется с другими цифрами, характеризующими развитие отечественных ИТ. Так, российский рынок в целом, по оценке IDC, в 2020 г. вырос на 14%, а выручка 100 крупнейших компаний из рейтинга CNews100 увеличилась на 28,6%. Как бы то ни было, суммарная выручка топ-35 компаний рейтинга впервые превысила ₽10 млрд.

Динамика выручки участников рейтинга CNewsMobile

Рынок мобильной разработки продолжает расти, хотя темпы роста и не столь высоки, как годом ранее

Общая выручка 35 крупнейших разработчиков мобильных приложений, ₽млрд
Динамика выручки 35 крупнейших разработчиков мобильных приложений, %

В группе лидеров произошли существенные перемены. «Объединение e-Legion & Globus IT» (2 место в прошлом рейтинге) распалось, компании заняли 5 и 7 места соответственно. В e-Legion от комментариев о причине расхождения отказались, Инга Морозова, директор по развитию Globus IT, дала официальный комментарий, что «фактического слияния компаний в итоге не произошло — сделка юридически не была доведена до конца. Организации продолжили существовать как отдельные юридические лица, никак не связанные друг с другом».

Некоторые компании в этот раз не стали заполнять анкеты, в частности — «Ланит», в прошлом рейтинге взлетевший с 15 места на 5-е. В новом, с того же 15-го места, правда «всего» на 6-е, поднялась компания «Крок».

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур

№ 2020 г. № 2019 г. Название организации Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Рост выручки 2020/2021 г., %
1 1 Redmadrobot 1 319 300 981 583 34,4%
2 7 65apps 947 980 348 747 171,8%
3 3 Agima 751 359 518 764 44,8%
4 4 Kode 614 000 401 000 53,1%
5 e-Legion 609 149 390 549 56,0%

Первое место удержала за собой компания Redmadrobot, на третьей и четвертой позициях остались Agima и Kode. Пятое место, как уже упоминалось, заняла e-Legion, а на второе поднялась компания 65apps.

Лидеры по темпам роста (без учета компаний BSL и MST, стартовавших практически «с нуля») — 65apps, «Крок», Mad Brains, «Клеверенс» и «Технократия».

Изменения на рынке. Что принес и что «унес» коронавирус

Самые существенные изменения на рынке мобильной разработки в 2020-2021 гг., что неудивительно, по общему мнению, были вызваны пандемией коронавируса.

«Рост рынка мобильной разработки, возникновение огромного спроса на доставку товаров, инвестиции бизнеса в создание мобильных маркетплейсов, стремительный взлет TikTok и внедрение новых функций в привычные соцсети», — отметил среди последствий локдауна и перехода на удаленку Илья Самофеев, операционный директор Redmadrobot. «В головах людей все более укореняется связь между сервисом и приложением. Теперь банк выбирают не по отделению, а по мобильному приложению. Такси — это не таксопарк, а кнопка в телефоне, — дополняет CEO компании Kode Алексей Козак. — Магазин все больше похож не на здание, а на каталог в экране смартфона».

Не обошла тенденция на мобилизацию и B2B-сферу. Иван Антипин, заместитель директора департамента разработки Agima, отметил, что в этот период многие корпоративные клиенты переходили в мобильные приложения, видя в них, с одной стороны, возможность получения нового канала привлечения пользователей, а с другой — удержания аудитории или генерации преимуществ. Например, у нас среди заказчиков появился крупный B2B–игрок, лидер своей отрасли, который традиционно продавал свои услуги только через сайт. Но к нам они пришли с заказом на MVP мобильного приложения (Minimal Viable Product, минимально жизнеспособный продукт — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, которая несет ценность для конечного потребителя — прим. ред.).

«Видимо, меняется структура пользователей, приходит более молодое поколение», — добавил он. C ним согласен Эльдар Карамов, коммерческий директор 65apps: «Сегодня смартфоны покрывают возрастную аудиторию от семи до шестидесяти лет».

И, тем не менее, темпы роста рынка корпоративной мобильной разработки упали, хотя предполагалось, что пандемия его подстегнет. Этого не случилось и тому можно найти несколько причин.

Самые существенные изменения на рынке мобильной разработки в 2020-2021 гг. были вызваны пандемией коронавируса

Одна из них состоит в том, что работа, даже на «удаленке», производится обычно со стационарных устройств, а не с телефона или планшета. Особенно в условиях ограничений на поездки. По данным исследовательской компании AppAnnie, в «мировом масштабе» (но без Китая) время, проведенное в бизнес-приложениях, установленных на Android-телефонах увеличилось более, чем втрое, на 217%. Однако эта рекордная величина — всего 2,7 часа в квартал. Даже если эту среднедушевую цифру пересчитать на количество работающих, величина будет небольшая.

Зато, по данным AppAnnie, резко выросла популярность развлекательных приложений. Среднее время, проведенное пользователем в упоминавшемся приложении TikTok, увеличилось на 325%, в стриминговых приложениях — на 40%. Однако деньги за использование этих сервисов попадают по большей части в руки рекламодателей, инфлюэнсеров и операторов сотовой связи.

Эти данные подтверждает Василий Мухин, заместитель директора департамента разработки программного обеспечения компании «Крок». «За год образ жизни людей кардинально изменился. Это объясняет рост количества скачиваний приложений для удаленной работы, отслеживания состояния здоровья и доставки еды на дом, а также образовательных и развлекательных программ, — говорит он. — Кроме того, среди тенденций в поведении пользователей можно отметить, что они чаще стали платить за подписки и взаимодействовать с мобильной рекламой».

В то же время многие предприятия, особенно из сфер, наиболее пострадавших от пандемии, таких, как туризм, сфера гостеприимства и транспорт, и вовсе зачастую отложили инвестиции в развитие мобильных приложений.

Кроме того, как полагает CEO e-Legion Артем Михайлов, во время эпидемии малый бизнес пострадал сильнее, чем крупный, это коснулось и компаний, занимающихся мобильной разработкой — «нишевые игроки ушли с рынка».

И, конечно, рынок не может расти намного быстрее, чем растет его кадровый потенциал. А с этим у российских компаний всегда были проблемы, во времена пандемии они только усугубились.

Зарплата и кадры

Вынужденный переход на удаленку заставил многие компании, в том числе, специализирующиеся на разработке, пересмотреть свои взгляды на найм сотрудников, в частности — московские компании стали гораздо более активно рекрутировать сотрудников из регионов. В результате, отметил Алексей Козак, зарплаты разработчиков «на местах» стали подтягиваться к московским. А «московские», — дополнил Илья Долгополов, — к «мировым»

Поскольку потребность в мобильных решениях выросла, то увеличился и спрос на разработчиков. Самих же программистов, в мгновение ока, больше не стало. «Появилось множество курсов, которые обещают сделать из тебя разработчика за месяц, — говорит Алексей Козак. — Но ни компании, готовящие собственные кадры, ни курсы, ни институты пока еще не успевают за ростом спроса на ИТ-разработку».

События этого года, по общему мнению, усугубят проблему из-за оттока кадров в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Драйверы развития: технологии, новые сферы и реорганизация

Все компании, лидеры по результатам деятельности и по темпам роста, в качестве драйверов быстрого развития отметили общее увеличение потребности в мобильной разработке, сопутствующий рост штата, выход на новые рынки

Так, в e-Legion обратили внимание на ритейл и финтех, которым в период пандемии потребовались ускорение цифровизации. В «Технократии» — начали осваивать госсектор. «Сложный и нетипичный рынок, в основном из-за того, что надо было научиться работать с новым законодательством и контрактоваться по-другому, — говорит Илья Догополов. В госсекторе, по его мнению, «сложно все» — и документирование процессов, и законодательство о госзакупках, и борьба в тендерах, некоторые из участников которых «готовы забрать контракт путем жесткого демпинга».

В Agima среди драйверов развития отметили переход на кросс-платформенные решения, что помогло сэкономить время и деньги. При этом многие заказчики стали уделять больше внимания мобильной разработке, поэтому количество новых функциональностей стало значительно больше, чем прежде. В Globus IT диверсифицировали бизнес (начали предлагать услуги стратегического консалтинга, и digital-консалтинга), стали внедрять средства машинного обучения.

Redmadrobot выросла «всего» на 34%, но от лидера рейтинга трудно ожидать кратного увеличения выручки. Илья Самофеев среди причин роста отметил оргструктурные изменения («В 2020 году мы изменили систему управления и взяли курс на присоединение, создание и развитие новых бизнес-юнитов, к группе присоединилась компания фуллстек-разработчик, росли и выходили на новые рынки Intolab, RDL и humex»), кроме того, компания сменила бизнес-модель, с классического аутсорса на продуктовый консалтинг, что позволило предлагать клиенту «бесшовный» процесс по запуску продуктов с нуля.

Резервы роста мобильной разработки

Самыми продвинутыми по части мобилизации признаны финтех, ритейл во всех его проявлениях, различные сервисы для конечного пользователя. Не отстает и госсектор. Что касается того, какие отрасли заинтересуются мобильными решениями в ближайшем будущем, мнения различны.

Например, Илья Самофеев полагает, что мобильными решениями, вслед за группой ПИК, в скором времени заинтересуются девелоперы. Меньше других, по его оценке, в мобильную разработку инвестировали промышленные предприятия. Возможно, это следующая (или «послеследующая») точка приложения сил разработчиков.

В e-Legion видят большой потенциал в развитии цифровизации здравоохранения, поскольку пандемия выявила недостатки мобильного обслуживания клиентов в российской медицине.

Илья Догополов видит главный тренд в том, что начали открываться для сторонних команд и просить помощи ИТ-гиганты. «Нетипичный тренд, так как долго они были закрытыми и боялись пускать кого-нибудь к своей инфраструктуре», — говорит он.

Сильно отстает, по его словам, социально-некоммерческий сектор, причина этого — дороговизна технологий. Цифровизацию они отложили до лучших времен, пока не появятся доведенные до ума системы Low-Code и No-Code, которые должны будут удешевить разработку. Более актуальна цифровая трансформация промышленной отрасли.

Некоторый скептицизм высказал Иван Антипин, посетовавший на сложность ситуации и проблемы с магазинами приложений. «Приложения удаляют из AppStore и GooglePlay. Непонятно, какие приложения попадут под санкции, а какие нет, — говорит он. — И соответственно, бизнесу неясно, имеет ли смысл сейчас что-то делать в направлении мобильной разработки».

Однако, в целом «мобилизацию» не остановить. «Смартфоны уже никуда не уйдут, они с нами на ближайшие десятилетия, — резюмирует Эльдар Карамов. — Пока не появится новый цифровой помощник для человека, сейчас таких продуктов нет».

Дмитрий Гапотченко