CNews: Какие государственные проекты в сфере ИТ были наиболее значимыми в 2014-2015 гг.?
Андрей Богомолов: На мой взгляд, выделить наиболее значимые проекты можно по двум критериям – по объему инвестиций и по социальной значимости проекта. Если оба эти критерия сходятся, то однозначно проект попадает в категорию значимых.
Один из таких проектов – это ГИС ЖКХ. Эти услуги важны для большинства граждан. Также в проекте большую роль играет повышение прозрачности сферы оказания услуг ЖКХ в принципе как для потребителей, так и для государства. Результаты, которые проект показал в Москве, очень обнадеживающие. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что работа над этим проектом в масштабах страны с региональными имплементациями затронет весь интеграционный рынок. Проект очень емкий.
Еще один значимый проект, влияние которого на себе ощутили все ФОИВ – это ГИС «Электронный бюджет». Также хочется отметить усилия, предпринимаемые в части собственной информатизации Федеральной налоговой службой. Звучали заявления, что работа в электронной форме и с гражданами, и с хозяйствующими субъектами настолько успешна, что в перспективе возможен отказ ведомства от части отделений. И это правильно. Цифровой формат не только удобен, он дает полноценный контроль.
Важно в ряду значимых упомянуть пилотный проект по внедрению электронного паспорта гражданина. Идет речь о создании полноценной ID-карты. Если утрировать суть данного проекта – это фактически электронный ключ гражданина к базе данных любого ведомства, инструмент для получения гражданином всех госуслуг онлайн. На мой взгляд, этот проект обозначает новую цифровую эпоху взаимодействия государства, граждан и бизнеса. Пилотный проект входит компонентой в большую программу «Информационное общество», несколько ведомств занимаются его реализацией: ФМС России, Минкомсвязи и Минфин своим подразделением «Госзнак». «Техносерв» в качестве единственного исполнителя по проекту ПВДНП ФМС России участвует в этой работе. Те технологии, которые создавались нами совместно с ведомством и успешно себя зарекомендовали, находят в проекте полное применение. В частности, заказная разработка ППО «Территория», которая сегодня обрабатывает все учеты и процедуры ведомства по работе с российскими и иностранными гражданами. По факту ведомство в значительной мере готово к созданию электронного паспорта гражданина.
Кстати, проект создания электронного паспорта «потянет» за собой целую отрасль отечественной микроэлектроники, т.к. планируется использовать исключительно российские чипы. Также в рамках проекта будут использоваться только отечественные системы информационной безопасности и защиты персональных данных граждан. Это удачный пример взвешенного подхода в области импортозамещения.
CNews: Насколько сократились ИТ-затраты федеральных и региональных госведомств в связи с кризисом?
Андрей Богомолов: Вопрос скорее к представителям Минкомсвязи, которое уполномочено мониторить планы информатизации ведомств, а не к нам. Но если говорить об ощущениях, то некоторое снижение есть, и оно неравномерно. Есть программы, которые по причинам экономического порядка весьма актуальны для государства, такие как ГИС «Электронный бюджет», информатизация налоговой службы, кадастрового учета. Финансирование таких задач идет и будет осуществляться на прежнем уровне, если не на большем. Постоянными также являются расходы на отрасли, связанные с обороноспособностью и безопасностью страны.
Если же давать полную картину, то очевидно, что ведомства не живут в отрыве от общей экономической ситуации и общей деловой и социальной активности страны. И от этого в том числе зависят планы на информатизацию различных ведомств. Еще одним фактором является объем работ, который уже сделан конкретным ведомством.
CNews: Как решаются вопросы информатизации госсектора в новых экономических и политических условиях? Изменились ли приоритеты?
Андрей Богомолов: В большей степени я уже ответил на этот вопрос. Добавлю, что останутся приоритетными такие имиджевые проекты как подготовка инфраструктуры связи и информационных систем к Чемпионату Мира по футболу 2018 года, и это драйвер развития не только для Москвы, но для целых региональных кластеров.
Также есть и еще один понятный принцип. В случае недоосвоения бюджета на информатизацию каким-то ведомством, в следующем году он будет урезан. Хотя, бесспорно, государство в целом останется одним из ключевых заказчиков ИТ-отрасли.
CNews: Как сказались санкции и рост курса доллара на проектах, которые реализуется для госсектора ваша компания?
Андрей Богомолов: Санкции и рост курса доллара сказались на бизнесе всех крупных системных интеграторов, в том числе применительно к госсектору. Выручает своевременно выбранная стратегия с фокусировкой на диверсификацию бизнеса, в том числе благодаря существенному росту в структуре выручки компании доли заказной разработки и ИТ-услуг, которые в подавляющем большинстве не привязаны линейно к валютным курсам.
Другой важный фактор – относительное «насыщение» ИКТ-инфраструктуры в госсекторе, сокращение расходов и небольшое количество проектов, требующих крупных поставок аппаратного обеспечения (превалируют проекты, требующие модернизации уже существующего ИКТ-оборудования).
Также реализуя проекты, включающие в себя поставку оборудования и ПО, мы успешно используем специальные финансовые инструменты (например, хеджирование валютных рисков или кредитные линии от производителей).
CNews: Какие интересные проекты «Техносерва» для госсектора, выполненные в прошлом и этом году, вы могли бы отметить?
Андрей Богомолов: Для «Техносерва» сегмент госзаказчиков является одним из ключевых, его доля в общем обороте компании составляет 17%. Хочется отметить, что в последние несколько лет мы активно развиваем направление услуг – это стратегическая задача «Техносерва». Мы ищем новые услуги, актуальные для госсектора. Так, за 2014 г. «Техносерв» более чем на 50% увеличил выручку по аутсорсинговым проектам в госсекторе. Нас признали победителями и допустили к оказанию услуг такие стратегические заказчики как Росреестр, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Федеральное Казначейство, не говоря уже о длительной плодотворной работе с ФМС России.
Также важными для нас стало внедрение систем аудио- и видеофиксации и протоколирования хода судебных заседаний в рамках дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие», работы по созданию «под ключ» Центра обработки вызовов «Системы 112» для Новосибирской области и контракт по созданию центров сбора, обработки и передачи гидрологической информации для территориальных управлений Росгидромета, обслуживание инфраструктуры, проектирование, развитие единой информационной системы ФГУП «Росфинмониторинг», реализация автоматизированной информационной системы «Государственный лесной реестр для ФГУ «Рослесресурс», а также проекты для ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта РФ и многое другое.
CNews: Какие технологические предложения от «Техносерва» наиболее актуальны для госзаказчиков и почему?
Андрей Богомолов: При рассмотрении востребованных в госсекторе технологических решений целесообразно исходить из задач, наиболее актуальных для госзаказчиков в условиях сокращения штатной численности и ИТ-бюджетов, и как следствие, необходимости повышения эффективности использования технологических и человеческих ресурсов.
Одной из основных задач является повышение эффективности и качества поддержки внутриведомственных процессов, связанных с выполнением государственных функций и оказанием государственных услуг. Для решения этой задачи «Техносерв» предлагает целый спектр отечественных решений, большинство которых реализовано на базе платформы собственной разработки «Техносфера».
Так, технологическая сервисная платформа «Техносфера» обеспечивает интеграцию разнородных компонентов (информационных систем) для создания единого информационного пространства и предоставляет удобные средства быстрой разработки и адаптации прикладных решений. Отдельные компоненты, реализованные на платформе «Техносфера», изначально ориентированы на органы государственной власти, учитывают их специфику и требования российского законодательства. К таким решениям можно отнести «Систему управления имущественными активами и комплексами», «Систему управления кадрами госслужбы» и «Документооборот».
В условиях повсеместной мобилизации руководителей и сотрудников востребовано решение «Мобилизация корпоративных коммуникаций» (t.Com), реализующая концепцию BYOD для госслужащих.
Другой важной задачей для госзаказчиков является повышение эффективности управления ИТ-процессами и ИТ-инфраструктурой. Очевидно, что заказчики с большой территориально-распределенной сетью подразделений все чаще задумываются о переходе от инсорсинговой к аутсорсинговой модели. Более того, крупные госзаказчики уже созрели для комплексного аутсорсинга, когда в управление поставщикам услуг передается практически вся ИТ-инфраструктура. В этом контексте «Техносерв» предлагает широкий спектр сервисов и ИТ-услуг, начиная от классической технической поддержки и заканчивая профессиональными сервисами, приносящими дополнительную ценность заказчикам. Особенно востребованы такие сервисы как «Управление печатью», «Рабочее место как услуга» и «ITSM-консалтинг».
Если говорить о технологических инструментах повышения эффективности в сфере ИТ, то целесообразно рассмотреть специализированные решения по автоматизации ITSM-процессов, включая деятельность Service Desk, которые позволяют повысить управляемость деятельностью ИТ-подразделений и прозрачность ИТ-расходов. В свою очередь, системы контроля и прогнозирования загрузки ИТ-инфраструктуры (t.Mon и t.Advisor) позволяют рассчитать корреляцию показателей на разных уровнях контроля событий, подключать аналитические надстройки в рамках задачи повышения утилизации разнородных ресурсов ИТ-инфраструктуры.
CNews: Почувствовали ли вы рост спроса на отечественные решения со стороны госструктур? Насколько необходимо и возможно ли отказаться от решений западных разработчиков? Сколько времени понадобится для того, чтобы создать полноценные российские аналоги? Насколько затратна миграция на них?
Андрей Богомолов: Не секрет, что экономика во многом связана с политикой, и поэтому здесь есть два параллельных процесса. Первый политический – санкционный, второй как его следствие – экономическая целесообразность импортозамещения.
Сейчас в ряде проектов стабильность работы с западными вендорами находится под вопросом, причем российские представительства бессильны – все упирается в существенно увеличившееся количество различных проверок и процедур. И дабы не рисковать, ведомства рассматривают иные способы реализации своих технических задач, поэтому запросы на импортозамещение есть. Но все-таки должен существовать здоровый баланс. Невозможно изобретать в отдельной стране свой собственный протокол обмена данными. Утрировать идею импортозамещения нет смысла. Например, сейчас 75% внедренных ERP-систем имеют западные корни, а пользовательское ПО на 95% западное. Понятно, что производители этих решений инвестировали в свои разработки средства, сопоставимые с бюджетами целых государств, и начали этот процесс много лет назад. Нормальный НИОКР занимает несколько лет, а чтобы его результаты были внедрены в жизнь, должна быть глубина рынка. Одним госсектором здесь не обойтись. Говоря об импортозамещении, нужно учитывать стоимость владения, простоту и доступность поддержки, стоимость работ по переносу приложений. И вот здесь начинают возникать серьезные вопросы.
Но никто не говорит, что импортозамещение невозможно. Например, мы знаем успешный пример ухода на свободное ПО Федеральной службы судебных приставов. Однако, надо отметить, что эта работа была начата не вчера и никак не была связана с санкциями. Импортозамещение и в части софта, и особенно железа требует глубокой и взвешенной проработки, а главное, понимания, что это не одномоментный процесс.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития ИТ в госсекторе в 2015-16 гг.? Какие решения будут приоритетны?
Андрей Богомолов: Безусловно, курс на импортозамещение будет сохраняться. Сейчас ИТ-отрасль пытается найти в себе ресурсы для его реализации. У нас есть неплохие наработки в ERP-системах, проекты по локализации оборудования и пр.
Среди приоритетных направлений региональной информатизации на 2016-2018 годы определены образование, транспорт, сельское хозяйство, земельно-имущественные отношения и электронные архивы. Также приоритетной будет работа по переводу наиболее востребованных региональных и муниципальных услуг в электронный вид. Уровень использования гражданами электронных услуг планируется довести до 70% к 2018 году, а по итогам 2014 года этот показатель составил 35%.
Будут развиваться проекты в сфере государственно-частного партнерства (я имею в виду, прежде всего, концессии и контракты жизненного цикла), но для всплеска этого сегмента рынку требуется успешный опыт «первопроходцев» и соответствующие доработки в законодательство. Перспективно развитие отечественных навигационных технологий, их применение в госорганах и хозяйствующих субъектах во взаимоувязке с соответствующими нормативными актами. Еще один заметный тренд – инвестиции в строительство коммерческих и государственных ЦОДов, что связано и с законодательством о переносе данных в РФ, и с совершенно объективными эволюционными процессами передачи функций алоцирования, администрирования больших информационных систем в профессиональные центры компетенции.
Если говорить о технологических трендах для госсектора, то это мобильное рабочее место, многоканальность взаимодействия с гражданами, открытые данные, электронный паспорт и гособлако.