Спецпроекты

На страницу обзора
Вся информация по таможенным платежам курсирует в рамках одного «облака»
Количество таможенных платежей, из-за инициативы парламентариев о снижении беспошлинного порога посылок, поступающих из-за рубежа для частных лиц, может многократно увеличится. Физические лица должны производить оплату таможенных сборов самостоятельно. Как облачные технологии помогают упростить процедуру оплаты таможенных сборов, рассказал Андрей Чешко, технический директор компании «Мультисервисная платежная система».

Андрей Чешко

CNews: Расскажите, пожалуйста, какова основная деятельность вашей компании?

Андрей Чешко: Наша компания является официально зарегистрированной платежной системой в Банке России и имеет статус оператора таможенных платежей. Деятельность компании связана с обеспечением оплаты таможенных платежей для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эти статусы накладывают определенные требования к безопасности проведения платежей и обработке информации.

CNews: Как изменился за последние два года ИТ-бюджет вашей компании? Сколько ежегодно вы тратите на облачные сервисы?

Андрей Чешко: Наша компания достаточно молодая. Мы вышли на рынок в 2012 году, поэтому существенных изменений в ИТ-бюджете за последнее время не наблюдаем. Изначально компания реализовала проекты по построению ИТ-архитектуры. В настоящее время мы развиваем существующие и реализуем новые проекты. Наш ИТ-бюджет растет прямо пропорционально задачам. Расходы нашей компании на облачные сервисы незначительны. Мы прогнозируем их увеличение за счет роста количества наших проектов.

CNews: При строительстве ИТ-инфраструктуры вы учли такие важные параметры, как эластичность и масштабируемость?

Андрей Чешко: Да, еще на этапе архитектурного планирования ИТ-инфраструктуры компании мы учли наработки наших сотрудников, имеющих солидный опыт работы в сфере ИТ. Мы изначально рассмотрели всевозможные ситуации и инструменты для того, чтобы достаточно продвинуться в спектре, скорости и качестве оказания услуг.

CNews: Какими облачными сервисами вы пользуетесь?

Андрей Чешко: Наша компания использует облачные услуги сторонних поставщиков для обеспечения таможенных платежей. Поставщиками облачных услуг для нас выступают, например, операторы электронного декларирования.

Нам видится логичным использование сервисов для интеграции с внешними платежными площадками и организациями, ведущими таможенные операции. Любой сервис мы реализуем в теснейшей интеграции с внешними поставщиками. Если мы готовимся внедрить новую услугу или проект, которыми смогут пользоваться наши клиенты – участники ВЭД, то внедрение происходит в тесной связи с поставщиками информации и сервисов.

Пожалуй, первым проектом с использованием облачных услуг, который мы реализовали, стала удаленная оплата таможенных платежей при электронном декларировании. Внедрение пришлось на 2012 год. Наш сервис, который мы предложили клиентам, развивался эволюционно. Сначала мы предлагали участникам ВЭД оплачивать таможенные платежи через Интернет при помощи личного кабинета, а затем реализовали оплату непосредственно в программном обеспечении для электронного декларирования.

Оплату таможенных платежей участник ВЭД может совершить с рабочего места с помощью программного обеспечения налогового декларирования. Чтобы упростить процесс платежей, мы, совместно с операторами электронного декларирования разработали специальное ПО. Как только нашей компании потребуется расширить перечень предоставляемых сервисов, мы увеличим использование облачных услуг.

На протяжении всего времени мы внимательно следили за обратной связью, поступающей от клиентов. Изучив отзывы, мы пришли к выводу, что необходимо сделать сервис более удобным. Это и стало предпосылкой для реализации различных интеграций с поставщиками услуг электронного декларирования.

CNews: С какими трудностями вы столкнулись при реализации сервиса?

Андрей Чешко: Трудности при реализации сервиса заключались в том, что необходимо было изменить мышление потребителя и клиентов этой услуги. Изначально услуга была обеспечена обычными банковскими поручениями – классическим способом – неудобным, длительным, требующим дополнительного финансового администрирования. Впоследствии была реализована другая технология оплаты таможенных платежей с применением электронных терминалов. Но для этого на таможнях необходимо было устанавливать POS-терминалы, чтобы с помощью микропроцессорной карты рассчитываться с государством. При таком подходе достаточно тяжело администрировать информацию. С другой стороны, необходимо было дать понять клиенту, что сервис хоть и новый, но и абсолютно безопасный.

CNews: Как вы развивали ИТ-проекты и ИТ-инфраструктуру предприятия на протяжении последних двух лет?

Андрей Чешко: В 2012 году мы запустили собственный процессинговый центр и услугу оплаты таможенных платежей с помощью специальных локальных микропроцессорных карт. В начале 2013 года компания представила промышленное решение для оплаты в личном кабинете. Затем мы предложили возможность удаленной оплаты. В конце 2013 – начале 2014 года внедрили полнофункциональное развернутое решение, включая интеграцию с поставщиками электронного декларирования. Все сервисы были построены таким образом, чтобы участнику ВЭД пришлось как можно меньше данных вводить вручную. Сервис был с успехом воспринят и активно используется, демонстрируя бурный рост числа пользователей.

В настоящее время мы реализуем проект по предоставлению информации для участников ВЭД о состоянии лицевых счетов на таможне. Здесь поставщиком информационного облака для нас является информационная система Федеральной таможенной службы России.

CNews: Какие новые ИТ-проекты вы запланировали на ближайшее время?

Андрей Чешко: Для юридических лиц в ближайшее время мы предоставим возможность получить в электронном виде развернутую информацию о состоянии своих лицевых счетов. Сейчас, согласно регламенту, участники ВЭД за 30 календарных дней в письменной форме должны запрашивать информацию о состоянии лицевых счетов в таможне. Ответ приходит по старинке, в бумажной форме. Для получения сведений при помощи нашего сервиса участнику ВЭД необходимо будет просто подать заявку через веб-форму и получить ответ в электронном виде в считанные минуты.

Кроме того, мы запускаем сервисы по предоставлению поручительства в электронной форме при дополнительных проверках и транзите. Число сервисов, предоставляемых участникам ВЭД, будет только расти. Ведь организациям важно получать информацию оперативно и в удобной форме.

CNews: При совершении платежей, так или иначе, участники ВЭД используют персональную информацию. Как вы защищаете данные пользователей от возможных краж личных данных?

Андрей Чешко: Безусловно, ограничения по обработке информации с персональными данными очень жесткие. Согласно этим требованиям наша компания использует различные шифрующие устройства, алгоритмы, подходы к инструментам оплаты. Изначально это было учтено при строительстве архитектуры нашего процессингового центра.

Архитектура построена таким образом, что информация по произведенному платежу не может уйти вовне. Компании используют микропроцессорную карту, выпущенную специально для совершения платежей. Платеж можно произвести только на лицевой счет конкретной компании на конкретной таможне. Использовать карту вовне, например, в банкоматах, не получится.

Сейчас мы реализуем очередной проект по уплате таможенных платежей физическими лицами при получении посылок, которые заказываются через Интернет. На уровне Правительства РФ идет обсуждение снижения ставки обложения таможенными пошлинами товаров для личного пользования, которые физические лица перемещают через границу. Так, существуют определенные критерии для применения таможенных сборов при перемещении посылок. Это – 1 тысяча евро или эквивалент этой суммы в иной валюте, весовые категории, выше которых отправление подлежит взысканию таможенных сборов.

Планируется снизить планку с 1 тысячи евро до более низкой суммы. Это приведет увеличению трафика таможенных платежей. При этом законодательство России регламентирует, что физлица должны быть самостоятельными плательщиками по таможенным платежам.

Применение сервиса, который мы разрабатываем, подразумевает использование внутреннего облака, защита которого соответствует всем стандартам регулирующих органов. При этом мы используем внешних поставщиков для сервисов оплаты. Когда гражданин оплачивает таможенный платеж, то он может использовать микропроцессорные карты международных платежных систем. Для нас Master Card и Visa поставщики оплаты – внешние, и, соответственно, мы не передаем никакие значимые данные в сторону внешних поставщиков. Нам нет необходимости перенаправлять информационные потоки по таможенному платежу: вся информация остается внутри нашего защищенного облака.

CNews: Каких изменений, на ваш взгляд, стоит ожидать в таможенном деле в ближайшее время?

Андрей Чешко: Сфера таможенного дела достаточно консервативна. Любые нововведения очень серьезно планируются и анализируются ФТС России и законодателями, так как затрагивают важную для бюджета страны таможенную сферу. Со своей стороны, мы поддерживаем реализацию любых инициатив, направленных на облегчение деятельности участников ВЭД.

В любом случае, развитие инициатив – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, будет завесить от конъюнктуры в таможенном деле и грядущих законодательных изменений.

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг ЦОДов России, введенных в эксплуатацию в 2013–2014 гг.
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 1 476 н/д
2 900 70%
3 800 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2014
№ 2013 Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2012 г., тыс. руб. с НДС
1 Екатеринбург 3 750 000
2 Москва 620 000
3 Москва 700 682
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие коммерческие ЦОДы в России 2014
№ 2013 Название компании Количество стойко-мест
1 DataLine (1) (2) 2 695
2 Селектел* 1 400
3 Linxdatacenter 2 000
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг ЦОДов России, введенных в эксплуатацию в 2013–2014 гг. - м
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 1 476 н/д
2 900 70%
3 800 н/д
Подробнее