CNews: Каким был 2015 год для российского рынка ИТ? Какие сегменты наиболее пострадали от кризиса, а какие, наоборот, развивались активно?
Александр Гольцов: Прошлый год был сложным и нестабильным, в первую очередь с экономической точки зрения. Первые месяцы 2015 года экономика приходила в себя, это давило на все сферы, включая ИТ.
Пострадали все сегменты рынка, денег в экономике стало меньше. Наибольший удар пришелся на те сегменты, которые привязаны к импортному оборудованию, потому что купить его было крайне затруднительно – рублевая масса у заказчика осталась прежней, а курс сильно изменился. Дополнительным негативным моментом стали санкционные ограничения. Соответственно, больше всего пострадал инфраструктурный сегмент всех сфер ИТ.
Александр Гольцов: Мы видим перспективу роста в том секторе ИТ-рынка, который ориентирован на предоставление комплексных услуг по анализу, увеличению и контролю эффективности ИТ-систем
В то же время ситуация оказалась благоприятной для сегментов, не связанных с импортными компонентами, а также тех, где традиционно сильны позиции российских компаний, например для рынка информационной безопасности.
CNews: Привели ли девальвация рубля и санкции западных стран к смене технологических партнеров российских ИТ-компаний?
Александр Гольцов: Незначительно. Однако большинство российских потребителей ИТ-услуг стали требовательнее к выбору технологических партнеров и сейчас не допускают, как раньше, зависимости от одного западного вендора. Наши заказчики все чаще просят предложить им альтернативные варианты решения задач, что заставляет нас постоянно искать новых партнеров для расширения портфеля решений. За 2015 год нашими партнерами стали компании Inspur (Китай), Infinidat (Израиль), TmaxSoft (Южная Корея), российские компании «Рикор», «Русьтелетех», OptiSystems. Очень много новых партнеров в сегменте информационной безопасности – Qrator Labs, Solar Security, SolidSoft, Group-IB и многие другие.
На фоне ситуации с санкциями произошла заметная активизация азиатских вендоров. Например, компания Huawei знакома почти каждому как производитель телекоммуникационного оборудования, но на самом деле также поставляет широкий спектр продуктов и решений для создания ЦОДов, в том числе инженерных систем, облачных сред и так далее. В прошлом году мы, совместно со специалистами этой компании, реализовали проект по созданию первого в России ЦОДа на оборудовании Huawei для одного из крупнейших российских операторов связи – «Акадо Телеком».
CNews: Информационные технологии – одна из отраслей, где вопрос импортозамещения, на первый взгляд, очевиден. Здесь и обеспечение безопасности, и традиционно высокое восприятие нашего инженерного потенциала. Наблюдаете ли вы результаты курса на импортозамещение?
Александр Гольцов: Импортозамещение – это функция нескольких переменных, среди которых активность наших зарубежных партнеров, действия государства в области поддержки и приоритезации локальных продуктов, следование анонсированному курсу в целом.
Полное или даже почти полное импортозамещение за такой короткий срок невозможно, поскольку созданные за последние десятилетия сложные информационные системы государственных и коммерческих структур практически полностью состоят из импортных компонент. Заменить их непросто, это сложный и долгий процесс, который займет, если двигаться правильно, от 5 до 10 лет. Это если мы говорим о модернизации существующих сред. С другой стороны, создать с нуля коммерчески готовый качественный продукт – это задача минимум 3–4 года. То есть производственную базу надо также создавать, на это нужно время.
Государство делает правильные шаги для реализации объявленной стратегии импортозамещения. Так, в апреле прошлого года Минкомсвязь России утвердило План импортозамещения программного обеспечения. Существует также госпрограмма РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы». Если посмотреть эти документы, мы видим, что даже к обозначенному сроку 2020–2025 гг. не ставится цель увеличить долю российского высокотехнологичного оборудования и ПО в России до 100%. Цифры значительно скромнее – до 35% в оборудовании и 60–90% в программном обеспечении, в зависимости от типа ПО.
Говоря об импортозамещении в области информационных систем, надо обратить внимание на более активное использование open source решений. Тут можно отметить активный интерес заказчиков, например, к системе управления базами данных PostgreSQL.
Помимо этого, выбор отечественных решений заказчиками стимулируется на законодательном уровне. Например, приказ №155 Минэкономразвития устанавливает существенные преференции для российских продуктов при осуществлении закупок товаров государственными и муниципальными структурами.
CNews: Как изменились потребности заказчиков в новых условиях?
Александр Гольцов: Изменились не потребности, а возможности. Во время экономического кризиса ИТ-бюджеты предприятий сокращаются, но объем задач, решаемых ИТ-службой, остается тем же самым. Если в тучные годы ИТ-директор мог «расшить» узкое место покупкой нового оборудования или ПО, то сейчас он вынужден искать способы повысить отдачу от ранее внедренных ИТ-решений и технических средств. Как следствие мы видим существенный рост потребностей заказчиков в двух направлениях: аудит ИТ-инфраструктуры с целью ее дальнейшей оптимизации и развертывание различных средств мониторинга и контроля качества.
При этом необходимо подчеркнуть изменение целевых задач клиентов. Раньше подобные запросы часто ограничивались технологическими предметными областями, например, насколько правильно построена и насколько хорошо работает сеть. Сейчас в фокусе находятся ИТ-сервисы, непосредственно поддерживающие бизнес-процессы предприятия, и уже с этой точки зрения производится декомпозиция до отдельных технологий.
Таким образом, мы видим перспективу существенного органического роста в том секторе ИТ-рынка, который ориентирован на предоставление комплексных услуг по анализу, увеличению и контролю эффективности ИТ-систем. Следуя модному тренду, можно назвать это Efficiency as a Service.
CNews: Какие решения в этой связи пользуются наибольшим спросом?
Александр Гольцов: Мы не можем выделить каких-то явных лидеров. Общая палитра всех систем, решений и технологий одинакова. Все определяется задачами заказчика. Если нужно развивать информационную систему – компания ее развивает. Если нужно подтягивать инфраструктуру под новую информационную систему – делается именно это.
Все хотят развиваться, модернизироваться, внедрять новые услуги. Но поскольку объем денежной массы изменился в меньшую сторону, доступных средств у заказчика стало меньше, в первую очередь реализуются проекты максимально важные для конкретного заказчика.
CNews: В условиях кризиса серьезную поддержку ИТ-рынку оказывает госзаказ. Однако, в начале 2015 года многие эксперты прогнозировали, что крупные, сложные проекты, в том числе и в госсекторе, будут заморожены в связи с девальвацией рубля. Произошло ли это?
Александр Гольцов: Нет, сложные и необходимые крупные проекты никто не замораживал. Приоритет развития ключевых информационных систем и инфраструктуры для них остается. Заказчики могли вводить этапность, выделять какие-то приоритетные задачи, ставить их вперед. Но никаких «заморозок» мы не увидели. Ряд заказчиков, например, отложил модернизацию системы видеоконференцсвязи или телефонии как менее значимое для бизнес-процессов в угоду развитию информационной системы. Да, с таким подходом мы сталкивались.
Но при решении ключевых задач никто ничего не останавливает и не переносит на поздние сроки. Наглядный пример – Пенсионный фонд РФ. В данный момент фонд внедряет новую АИС, и этот проект имеет самый большой приоритет. Для полноценной работы новой системы остро стоял вопрос модернизации существующей ИТ-инфраструктуры, и эта задача была решена в 2015 году. В ходе проекта полностью перестроена архитектура сети для обеспечения устойчивой бесперебойной работы автоматизированной информационной системы ПФР во всех территориальных органах фонда, численность которых превышает 2,4 тыс.
CNews: Российские компании исторически сильны в сфере информационной безопасности. В 2015 году ваша компания вывела на рынок программно-аппаратный комплекс однонаправленной передачи данных InfoDiode. Расскажите, пожалуйста, об этом решении.
Александр Гольцов: Действительно, для отрасли информационной безопасности характерен высокий уровень качественного импортозамещения. В большинстве сегментов ИБ российский рынок представлен конкурентоспособными продуктами, в ряде случаев это даже мировые лидеры.
Помимо этого введенные санкционные ограничения и отказ ряда западных производителей поставлять оборудование в Россию дали дополнительный толчок развитию отечественных решений. Текущая ситуация, в том числе, стала одной из предпосылок для разработки нашего решения InfoDiode.
InfoDiode – уникальный продукт, находящийся в сегменте решений однонаправленных систем передачи данных. Как и некоторые решения подобного класса, InfoDiode имеет выделенную (от программных) аппаратную компоненту, реализующую функцию гальванической развязки, и два отдельных прокси-сервера. Трафик гарантированно может передаваться только в одну сторону, реализовать передачу в обратную сторону невозможно. Это обеспечивает 100% гарантию защиты от атак извне, из недоверенных сетей, так как исключается обратное информационное взаимодействие.
CNews: В чем его отличие от других решений подобного типа? Насколько оно востребовано рынком?
Александр Гольцов: Главным конкурентным преимуществом InfoDiode являются уникальные программные функции прокси-сервисов, существенно расширяющие спектр применения решений подобного класса. Среди таких функций – приоритизация передаваемых данных, кодирование с функцией обнаружения и коррекции ошибок, разнообразные методы управления решением.
В настоящее время InfoDiode успешно прошел ряд пилотных тестирований у наших ключевых заказчиков и есть успешные внедрения. Также уже есть примеры использования InfoDiode в совместных решениях с нашими партнерами – производителями систем ИБ.
Основными потенциальными потребителями данного продукта являются промышленные предприятия АСУ ТП, ТЭК, транспорт, Министерство обороны, спецслужбы, финансовый сектор, системообразующие коммерческие предприятия.
CNews: Вы предлагаете также услуги центра мониторинга и реагирования на ИБ-инциденты. Какие возможности он открывает перед заказчиками?
Александр Гольцов: Основная задача нашего центра мониторинга и реагирования на инциденты ИБ (сокращенно SOC – Security Operation Center) – дать клиенту возможность в условиях кризиса уйти от больших капитальных затрат в сторону более мягких и реалистичных операционных затрат. Дело в том, что в текущее непростое время внимание к информационной безопасности и потребность в ее обеспечении существенно возросли. Но при этом финансовые возможности организаций в среднем по рынку находятся не в лучшей форме. Также явным преимуществом использования нашего сервиса SOC является снижение заказчиками затрат на собственные кадровые ИБ-ресурсы.
Не секрет, что направление SOC сейчас пользуется высоким спросом, это один из основных трендов. Но зрелость услуг SOC большинства участников рынка находится на очень разном уровне, в основном на низком. Вследствие этого под вывеской SOC предлагают очень разные решения: некие облачные ИБ-сервисы, базирующиеся на конкретном техническом инструментарии, чаще всего на SIEM-системе.
АМТ-ГРУП позиционирует SOC как полноценный сервис «под ключ», в рамках которого предоставляются услуги с различным уровнем SLA: от простого мониторинга ИБ до полноценного аутсорсинга ИБ-инфраструктуры заказчика. Ключевое слово здесь – сервисы в самом широком смысле этого термина, а не инструменты их реализации. При этом очевидно, что на стоимость сервиса, помимо объема работ, будет влиять и выбор инструментария.
Мы предлагаем широкий выбор различных программно-аппаратных средств защиты, любые заказчик может выбрать и получить как услугу из «облака» АМТ-ГРУП. Вкупе с гибкой системой SLA это существенно сокращает затраты клиента. Однако в ряде случаев подход с передачей информации об инцидентах в SOC АМТ-ГРУП и внешней аналитикой ИБ неприемлем для заказчика, и тогда мы предлагаем создание SOC на площадке клиента.
Помимо команды экспертов ИБ, большим нашим преимуществом также является развитый сервисный центр, чьи сервисы интегрируются в SOC для предоставления максимально удобного для клиента сервиса.
Мы уже несколько лет реализуем проекты SOC на площадках наших заказчиков, постоянно модернизируем и совершенствуем структуру сервиса, есть большие планы по его дальнейшему развитию. Так что, думаю, через год у нас будет что рассказать нового о SOC.
CNews: Каким будет для российского ИТ-рынка 2016 год?
Александр Гольцов: Думаю, в чем-то похожим на прошлый, таким же слабопрогнозируемым, к сожалению. Мы все наблюдаем непростую экономическую ситуацию в стране, нестабильность курсов валют. Все это напрямую влияет на способность приобретать импортные компоненты, от которых мы до сих пор в значительной мере зависим.
В этой ситуации мы должны более эффективно использовать представившуюся нам возможность по развитию собственных продуктов, в том числе и использованию open source продуктов. Наши технологические лидеры – «Яндекс», Mail.ru, «ВКонтакте» и другие – используют собственные разработки. Нам есть, с кого брать пример, и понятно, в какую сторону идти.